Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

10.03.2024

Как бывший партнер LEGO искал в Китае фабрику для своих игр

В прошлом году у бывшего партнера Lego вышел конструктор по мотивам славянских сказок. О том, как разрабатывали наборы и искали фабрику для их производства в Китае, о сложностях с качеством и логистикой рассказал Илья Лавренов (Inventive Retail Group)

Как показало исследование NielsenIQ, из-за сокращения ассортимента импортных товаров почти каждый второй российский покупатель чаще смотрит на продукцию местного производства. При этом растет спрос на собственные торговые марки магазинов (СТМ). Тенденция к созданию СТМ особенно сильна в FMCG-сегменте, но постепенно развивается и в других нишах.

Конструктор от А до Я: этапы производства
Для разработки собственной торговой марки сначала нам нужно было определиться с темой конструктора. Угадать, во что будут играть дети, бывает непросто — на это потребовалось время.
Нам повезло, мы нашли готовые эскизы наборов, разработанные известным дизайнером Артёмом Бизяевым и договорились с ним об использовании его наработок для выпуска наборов
Пришлось учесть, что на рисунке всё может выглядиеть гораздо привлекательнее, чем в реальности. Доработать объемный конструктор и подготовить инструкции — это задача архитектора. Но в итоге каждый набор все равно должна была одобрить команда.
Затем началась более тонкая работа. Нужно было понять, удобно ли конструктор собирается, сколько получается этапов сборки, насколько сложны эти этапы, сколько нужно стандартных и уникальных деталей — от этих нюансов зависели срок производства и стоимость игрушек. Дальше наступал долгий этап составления инструкций, которые нужно было тщательно выверять. Для этого проводилось несколько контрольных сборок.
После оценки всех технических вопросов, можно было обращаться к фабрике для выпуска деталей. И только, когда основная часть была пройдена, команда занялась дизайном упаковки, рекламой и доставкой готового товара по магазинам.

Поиск фабрики и оплата в Китае
Если хотите заказывать в Китае полностью оригинальный конструктор, будьте готовы к очень долгому поиску подходящей фабрики, которая согласится сотрудничать с российскими партнерами и при этом сможет производить детали приемлемого качества.
В Китае десятки или даже больше фабрик, которые могут производить игрушки из пластмассы. Там же делает свои наборы и Lego. Но далеко не каждое предприятие готово работать с заказами на полностью оригинальный конструктор.
Крупные фабрики, которые производят детали хорошего качества, предлагают российским ретейлерам свои наборы и отказываются выпускать оригинальные детали по чужим эскизам. Предприятия поменьше готовы идти лишь на мелкие уступки.
Логика китайских фабрик проста — изменение любого технологического процесса требует серьезных усилий и затрат. Если у предприятия все идет хорошо, то ему не надо что-то менять и ввязываться в сомнительные мероприятия, ведь всегда найдутся компании, которые просто купят готовые наборы.
Фабрики, у которых дела идут похуже, готовы идти навстречу и потратить ресурсы на то, чтобы сделать новую упаковку. Но сам набор они менять опять же не будут, потому что все равно найдется много компаний, готовых взять имеющийся китайский набор, сменить дизайн упаковки и успешно без лишних усилий и затрат продавать его в России.
При таком раскладе количество доступных российским компаниям фабрик резко сокращается, и остро встает вопрос качества.
Когда мы разрабатывали наборы, то опасались того, что изготовленные на китайской фабрике кубики не будут собираться и разбираться. Нам было важно, чтобы произведенный конструктор был комплектным: в наличии были все детали, которые выглядели бы так же, как было задумано изначально.
Китайские фабрики чаще всего работают по предоплате. Крупные предприятия могут потребовать 100% предоплату, так как они функционируют в условиях сильной загруженности и не готовы рисковать деньгами из-за отказа заказчика в последний момент. ЗатоПри этом благодаря отлаженному и автоматизированному процессу производства они могут гарантировать качество продукции.
Например, у молодой, но уже известной среди коллекционеров китайской компании Pantasy, которая производит конструкторы в виде известных героев, Астробоя, Моряка Попай, Маленького принца и многих других, автоматизация всех процессов превышает 80%. У них полностью автоматическая производственная линия для сортировки деталей с опциями визуального распознавания и высокоскоростной упаковки и контроля качества.
Кроме того, при сотрудничестве с китайскими партнерами много внимания надо уделять коммуникации и с фабриками, и с агентами. Если что-то не оговорено заранее и представитель фабрики с этим письменно не согласился, не подтвердил несколько раз, то нет никаких гарантий, что это будет сделано.
Любая неподтвержденная деталь контракта будет трактоваться так, как выгодно производителю. Поэтому нужно обсуждать и прописывать каждый нюанс. Например, чтобы при производстве игрушек не использовались токсичные красители, и чтобы пластик не выделял вредные вещества, это необходимо указать в договоре заранее.
Сложности создания конструктора
Один из самых важных моментов при создании конструктора — это определиться, сколько стандартных и уникальных деталей должно быть в наборе. Надо спроектировать конструктор так, чтобы стандартных деталей было как можно больше, а уникальных — как можно меньше.
Если деталь отклоняется от стандартной, нужно изготавливать новую пресс-форму, а это дорого и долго. В идеале необходимо найти такие конструктивные решения, которые позволят обойтись без уникальных деталей.
Другой нюанс — деталей должно быть оптимальное количество. Не надо добавлять лишних, но при этом и мало деталей тоже плохо, ведь игрушка может оказаться неинтересной. Эту задачу решают архитектор и руководитель проекта. Они много раз собирают и разбирают один и тот же набор — смотрят, как будет лучше, и что можно поменять.
Много сложностей и тонкой работы связано с подготовкой инструкции. Она должна быть написана понятно, четко и без ошибок, а также многократно проверена. ЛюбаяМалейшая неточность может привести к тому, что игрушка не будет собираться и разочарует покупателя.
Но главное, подобрать оптимальную этапность инструкции. Ведь одну и ту же конструкцию можно собирать по-разному. Часто дизайнер придумывает игрушку, а потом, когда команда пытается ее собрать в тестовом режиме, оказывается, что это физически невозможно. Приходится перерабатывать и саму конструкцию, и инструкцию.
Помимо этого, можно столкнуться с техническими проблемами, которые связаны с заказом деталей. У нас их было очень много. Например, китайская фабрика прислала деталь — платочек для Аленушки. А он сделан так, что не видно структуры ткани. Такой платок выглядел, как шлем космического скафандра. В результате его пришлось дорабатывать. Каждый раз фабрика присылает новый образец детали — он либо принимается, либо отправляется на новую доработку.
При производстве в Китае за единицу времени можно смело принимать месяц. Быстрее месяца ничего не получится сделать, даже если нужно поправить какую-то мелкую деталь. Сначала китайская фабрика ее изготавливает, потом товар летит самолетом или едет на машине или на поезде, потом груз стоит на таможне, потом растамаживаться приходит в Россию. Дальше нужно время, чтобы оценить доработки и что-то ответить: принять или попросить внести новые изменения.
Таким образом, разработка и производство новых игрушек в Китае — процесс творческий, интересный, но очень долгий и непростой. Но у российских производителей и импортеров есть все шансы со временем заменить глобальные бренды на отечественном рынке.

Возврат к списку